Дом, в котором родился Александр Вертинский




Яркий дом по улице Владимирская 43, в котором ныне расположилось посольство Республики Корея, детская поликлиника и несколько частных фирм на самом деле имеет очень интересную историю. За многочисленными вывесками уже не разглядеть памятной таблички: в этом доме родился певец и поэт Александр Вертинский.


Здание построенное в 1888 году по проекту архитектора Владимира Николаева, среди важнейших построек которого так же Национальная филармония Украины, памятник Богдану Хмельницкому, здание комитетов Верховной Рады. Заказчиком постройки был професор кафедры политической экономии и статистики Киевского университета А. Антонович. Здание гармонично вписывается в общую стилистику улицы.


Дом является типичной "обманкой": с улицы трехэтажный, а со двора четырехэтажный. Композиция главного фасада состоит из трех осей, с внутреннеквартирным проездом размещенным в центре.


 Центральная часть исполнена в виде ниши-экседры с двумя балконами. Общее оформление богатое пилястрами, обрамления окон и декор стен имеют зарактерную для российской архитектуры 17 ст. форму, исполненную фигурной кирпичной кладкой.


Владелец дома, Антонович был издателем и редактором газеты "Киевское слово", редакция которой находилась в здании по адресу Владимирская 43. Газета носила литературно-политический характер. В свое время в на страницах газеты "Киевское слово" публиковались такие авторы как  Куприн ("Чудесный врач", "Киевские типы"), Франко ("Світло добра і любові"), Елена Пчилка ("Увінчаний співець").

Одним из соавтором газеты был журналист и адвокат М. Вертинский, который подписывал свои фельетоны псевдонимом Граф Нивер. Он некоторое время проживал в этом доме на четвертом этаже, занимая мансандровую часть. В этом доме родился и провел детство артист, поэт и композитор Александр Михайлович Вертинский. Первый свой киевский дом он упоминает в книге воспоминаний "Дорогой длинною ". Правда детство великого шансонье было не таким уж и радостным. В 5 лет он остался круглым сиротой  и после смерти родителей с сестрой Александрой воспитывался у родственников.


"Мои дорогие земляки! Мои дорогие киевляне! Сегодня мне хочется сказать вам то, что не имеет прямого отношения к данному фильму и к моей работе над этими двумя ролями, которые я сыграл в картине "Пламя гнева", но что играет главную роль в моем появлении на экранах Украины – вообще. Дело в том, что я, как вам, вероятно, известно – украинец – по рождению, и к тому же киевлянин. Я родился, учился, воспитывался в этом чудесном, неповторимом городе.

Я вырос на берегах Днепра, этой богатой, привольной, цветущей земли, которой нет равной в мире! Я – киевлянин. Вот тут, недалеко, против Золотоворотского садика, в доме № 43 по улице Короленко, бывшей Большой Владимирской, – я родился. Каждый камень этого города – я знаю. Каждый каштан – был при мне еще юношей, а теперь он высокий, кудрявый, раскидистый красавец-мужчина! И в ветвях его поют соловьи! Совсем не важно, как я сыграл свои роли в этом фильме! Не мне об этом судить! Но важно то, что сыграл я их на украинском языке. Вот этим я горжусь… Наталья Михайловна Ужвий как-то на съемке сказала мне: «То, что вы выучили язык, это еще понятно – язык можно выучить, но откуда у вас подлинные украинские интонации?». И тогда, чуть не плача от радости, я ответил ей: «Да ведь я же здесь родился! Это же моя Родина!…".

Из зарисовок к вступительной речи А. Вертинского на примерье фильма "Пламя гнева".
После многочисленных перепланировок дома уже трудно сказать в какой именно комнате мог жить А. Вертинский.

Так же Киеву Вертинский посвятил небольшой рассказ-воспоминание "В Киеве".






Еще один интересный факт о этом доме. В время гражданской войны в подвале по адресу Владимирская 43 распологался винный погребок "Замок Тамары", который упоминает в "Белой гвардии" Михаил Булгаков:

Двое повернули на Владимирскую, дошли до двухэтажного домика с вывеской: «Бакалейная торговля», а рядом «Погреб – замок Тамары». Нырнув по ступеням вниз, двое стали осторожно постукивать в стеклянную двойную дверь.

Стихи великого шансонье о Киеве:

Киев – Родина нежная, 
Звучавшая мне во сне, 
Юность моя мятежная, 
Наконец ты вернулась мне! 

Я готов целовать твои улицы, 
Прижиматься к твоим площадям, 
Я уже постарел, ссутулился, 
Потерял уже счет годам… 

А твои каштаны дремучие, 
Паникадила весны – Все цветут, 
как и прежде могучие, 
Берегут мои детские сны. 
Я хожу по родному городу, 
Как по кладбищу юных дней, 
Каждый камень я помню смолоду, 
Каждый куст – вырастал при мне. 

Здесь тогда торговали мороженным,
 А налево – была каланча… 
Пожалей меня, Господи, Боже мой!.. 
Догорает моя свеча!.


 

Про My Lovely Kyiv

Этот блог посвящен моему любимому городу - Киеву. Авторские фотографии, заметки и интересные факты о самом прекрасном городе. Если записи позаимствованы из других источников - это указано. При использовании материалов сайта ссылка на первоисточник обязательна.